Кинематограф. А есть ли у него будущее...

Взглядов на кинематограф существует столько, сколько снято фильмов за его историю. Интересных мало. Одним из необычных «суждений» является «гринуэвское». По имени режиссера – Питера Гринуэя.

Почему Гринуэй считает, что современный кинематограф мёртв? Прежде чем продолжить, скажем пару слов, кто такой Питер Гринуэй. Это один из наиболее противоречивых режиссеров, продюсеров и сценаристов современности. Именно он расколол киносообщество критиков и зрителей.

Но ближе к тексту. Точнее, ближе к смерти кинематографа. Гринуэй, заявляя это, идёт дальше и называет точную дату. 31 сентября 1983 года, тогда появился пульт управления, он позволял, включать телевизор и переключать каналы не вставая с кресла. То есть в течение ста семи лет фильмы были основаны на пассивном созерцании. Вы приходили в кинотеатр и в течение 2 часов смотрели определённый фильм. Не имея возможности включить любой другой или прерваться на блок рекламы. Вы были поглощены одним этим зрелищем. Конечно, это для многих покажется странным, однако тут можно провести параллель с юмором: для кого-то современные прикольные картинки - это забава, а для кого-то это настоящее искусство.


Конец кинематографа, на взгляд режиссера, обеспечили четыре тирании. Первая — это привязка к тексту, к словам. Вторая — тирания экрана. Третья — актерская. И последняя — камеры.

Итак, о тирании экрана. Будь то рамки сцены, экрана или телевизора, действие, изображение как будто срезано и втиснуто в плоский четырехугольник. Оно как бы ограничивает зрителя. Зритель смотрит то, что ему хотят показать. К слову, современное общество невозможно представить без рекламы, реклама также относится к тираниям кинематографа.

В последнее время, конечно, появились намеки на разрушение тирании прямоугольника. Существует идея экрана, окружающая зрителя со всех сторон. В кинотеатрах появились новые видео приколы - 3-D очки. Но рамки экрана всё же продолжают существовать.

Третья тирания — актерская. Почему у нас такой кинематограф, который заставляет зрителей обращать 90 процентов внимания на исполнителя? Что делает актер, чтобы другие аспекты кинематографического оттеснились на задний план. Ответ неизвестен. Известно только, что киноактеры — неизбежное зло.

Четвертая тирания — тирания камеры. Режиссер считает, что мы должны выйти за пределы рамок, отказаться от камеры, хотя и понимает, что звучит это глупо. В реалиях нынешней жизни это невозможно, тем более, что у каждого человека уже есть мобильный телефон, который позволяет снимать хоть домашние видео и фото приколы, хоть целые фильмы-короткометражки.

В конце концов, каждый выбирает для себя смотреть или не смотреть Питера Гринуэя.

18 сентября 2013