Утром – стулья, вечером – деньги

Новая банковская услуга облегчает движение по цепочке товар – деньги – товар

Андрей Петров Термин "факторинг" сравнительно недавно вошел в лексикон российского предпринимателя. Однако за этот короткий срок факторинг занял заметное место среди способов финансирования оборотного капитала, поскольку это удобная и компактная финансовая услуга, в которой скомбинированы быстрое финансирование, администрирование счетов и снижение кредитных рисков. О преимуществах этой банковской услуги в сравнении с традиционными видами торгового финансирования мы беседуем с заместителем директора филиала банка "Северная казна" в городе Перми Татьяной Липченко.

– Татьяна Андреевна, прежде всего объясните, что такое факторинг?

– Представим себе довольно распространенную ситуацию: одно предприятие поставило товар другому с отсрочкой оплаты. Но деньги нужны сразу, чтобы включить их в оборот. Тут на помощь и приходит факторинг. Суть этой услуги такова: за поставленный товар с вами расплачивается не его получатель, а банк. А получатель, уже с отсрочкой, возвращает деньги банку. Естественно, банк при этом берет определенное вознаграждение. Ключевое понятие для факторинга – это уступка дебиторской задолженности. После того как поставщик отгружает товар дебитору (должнику), он сразу получает от банка часть дебиторской задолженности. Банк "Северная казна", в частности, выплачивает поставщику от 70 до 95% от всей суммы. Остаток же выплачивается продавцу по факту поступления в банк денег от дебитора. Таким образом, поставщик всегда уверен в поступлении средств и может планировать свои финансовые потоки. Кроме того, поставщик освобождается от массы рутинной работы и может сосредоточиться на вопросах развития производства, сбыта и изучении рынка.

– А чем отличается обычный кредит, получаемый предприятием, от факторинга?

– Отличия существенные. Во-первых, при получении кредита необходим залог. При факторинге залог не оформляется. Это существенный момент. В течение действия кредита предприятию необходимо поддерживать требуемый кредиторами товарный остаток в виде залога, быть готовым к проверкам залога, предоставлять соответствующую бухгалтерскую документацию. Отсутствие залога при факторинге освобождает работников предприятия от этой рутины. Во-вторых, кредит выдается на определенный договором срок. А в рамках факторинга срок финансирования регулируется взаимоотношениями поставщика и покупателя и соответствует сроку договора поставки, то есть фактически срок определяется исходя из возможностей обеих сторон. В-третьих, что, по моему мнению, является очень важным, факторинг дает предприятию-поставщику возможность существенно увеличить объемы реализации товара. Поясню. Получив кредит, предприятие направляет средства на закупку нового товара или комплектующих для его производства. Далее реализует товар своим покупателям. Но рынок сегодня таков, что поставщики вынуждены предоставлять своим покупателям отсрочку оплаты. У предприятия-поставщика существуют обязательства по ежемесячной уплате процентов и частичному погашению основного долга. Следовательно, поставщик предоставляет отсрочку покупателю за счет привлеченного кредита, иначе говоря, за счет своих же расходов. А при использовании схемы факторинга поставщик получает денежные средства практически сразу после отгрузки, деньги снова работают, а не расходуются на погашение процентов и основного долга по кредиту.

– Какие еще преимущества факторинга вы можете назвать?

– Давайте структурируем все плюсы факторинга. Продавцу – поставщику товаров, работ, услуг – факторинг позволяет: • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, поскольку продавец может предоставить покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию; • обратить дебиторскую задолженность в оборотные средства (до 95% выручки за отгруженный товар зачисляется на счет предприятия в течение 1–3-х дней), что позволит соблюсти сроки уплаты налогов и контрактов поставщиков за счет наличия оборотных средств в необходимом объеме; • делегировать банку обязанность административного управления дебиторской задолженностью; • создать привлекательный баланс для кредиторов в связи со снижением дебиторской задолженности: факторинговое финансирование в бухгалтерском учете отражается иначе, чем при кредитных операциях, и фактически выглядит как уменьшение дебиторской задолженности, что для компаний, которые имеют кредиты или кредитные линии, является весьма существенным плюсом. Кроме того, факторинг позволяет растущим компаниям наращивать собственно производство. Дело в том, что лимит факторинга, в отличие от фиксированной суммы кредита, не ограничен и зависит только от производственных мощностей поставщика – чем больше поставщик продает товара, тем крупнее сумма факторингового финансирования. То есть, сразу получив деньги за поставленный товар, продавец вкладывает выручку в производство еще большего количества товара, заключает контракт с покупателем и получает от банка финансирование уже в большем объеме. Для покупателя главное преимущество факторингового финансирование очевидно: он может получить товар от продавца сразу, а расплачиваться за товар будет в течение длительного срока. Словом, факторинг – это современная услуга, призванная помочь и продавцам, и покупателям товара.

14 августа 2013